Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Знакомы ли Вы с учебной программой дошкольного образования?
Всего 111 человек
Голосование
Как Вы преодолеваете трудности в воспитании детей?
Всего 109 человек
Голосование
Нужны ли опросы на сайте учреждения образования?
Всего 184 человека

Современные формы и методы партнёрского взаимодействия с семьёй

Дата: 23 ноября 2014 в 11:08

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (в том числе, учреждения дошкольного образования и семьи) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формированию основ целостной личности человека. Идея содружества общественного и семейного воспитания, взаимной ответственности педагогов и родителей нашла свое отражение в основных направлениях развития системы дошкольного образования.

Формы  партнерского взаимодействия с семьей

  1. Индивидуальные:
  • анкетирование, опросы родителей;
  • индивидуальные беседы («Телефон доверия», «Алло, справочное бюро?»);
  • индивидуальные консультации;
  • экскурсии по группе;
  • посещение семьи (визиты);
  • дежурства в группах: посещение родителями группы, наблюдение деятельности детей;
  • мини-встречи во время приема и ухода детей;
  • индивидуальные блокноты, записки, открытки, пригла-шения и др.
  1. Коллективные:
  • групповые и общие родительские собрания;
  • коллективные консультации;
  • анкетирование;
  • круглый стол;
  • вечера вопросов и ответов;
  • лекции, лектории;
  • конференции;
  • школа молодых родителей;
  • диспуты;
  • семинары, семинары-практикумы;
  • дни открытых дверей;
  • клубы (клуб знатоков, клуб любителей и защитников природы, клуб бабушек, клуб эрудитов и т. д.);
  • вечера (вечер семьи, вечер профессий, танцевальные вечера, родительские концерты и т. д.);
  • живые зрелищные мероприятия с участием детей и родителей (спортивные праздники: «Папа, мама, я — спортив-ная семья»,«Олимпийцы среди нас»; «Делай с нами, делай луч-ше нас»,«Праздник двора», «Ярмарка», «Папа, мама, я — друж-ная семья»,  и др.;
  • устный журнал (например, «Лето и Ваш ребенок»);
  • мероприятия в виде популярных игр и телепередач (КВН, «Поле чудес», «Счастливый случай» и др.), викторины и т. д.
  1. Наглядные и письменные:
  • информационные стенды (родительские уголки, ширмы);
  • выставки, фотомонтажи;
  • выставки детских работ, авторские выставки детей;
  • папки-передвижки;
  • рукописные журналы;
  • летопись группы;
  • памятки;
  • уголок «Родители — родителям» (опыт семейного воспитания);
  • семейные альбомы из опыта воспитания детей;
  • книги для родителей («Про вас и для вас»,  и т. д.),
  • ежемесячные бюллетени: поздравления с днем рож-дения, с праздником, объявления, просьбы, текущая инфор-мация, сообщение, чем будут заниматься с детьми и т. д.

Прежде чем начать работу с семьей ее необходимо изучить. Методы изучения семьи следующие:

  1. Наблюдение за общением родителей и детей.
  2. Опросы родителей, беседа с ними.
  3. Посещение семей на дому — домашние визиты.
  4. Анализ рисунков детей по темам: «Мой дои», «моя семья».
  5. Анкетирование.

Воспитатель любой возрастной группы учреждения дош-кольного образования использует при организации педагоги-ческих контактов с родителями в основном единые формы взаимодействия. Однако существует и определенная специфика. Так, например, в группах раннего возраста, в работе с родите-лями детей третьего года жизни, особое внимание уделяется индивидуальным формам взаимодействия с семьей.

Опросник

Прежде чем начать работу с родителями, в любой возрастной группе целесообразно использовать опросник — заранее распи-санные на бумаге темы (исходя из  программы «Пралеска») бесед, консультаций по вопросам всестороннего развития ребенка.Список предлагается родителям, которые отмечают ин-тересующие их темы, что в последствии становится ориентиром в работе педагогов.

Анкетирование-для выявления интересов и пожеланий родите-лей

Индивидуальные беседы проводятся        по запросам родителей и могут носить тематический характер.

Проводя беседы с родителями необходимо помнить   правила:

  1. Нельзя начинать беседу с указания на отрицательные факты поведения ребенка.
  2. Выслушивать сомнения, недовольства, замечания родителей следует внимательно и терпеливо.
  3. Указывать на ошибки в воспитании детей необходимо так-тично.
  4. Следует давать только исчерпывающие и обоснованные ответы на вопросы родителей, рекомендации по волнующим их темам.
  5. Необходимо вызвать у родителей веру в своего ребенка при условии партнерского взаимодействия с учреждением  дош-кольного образования.

Выполнение этих правил поможет вызвать веру родителей в правильном подходе и отношении к детям со стороны воспи-тателя.

Тема консультаций берется из опросников или создавшейся ситуации. Индивидуальные консультации проводятся по мере необходимости. К каждой консультации готовится список лите-ратуры, предлагаемой родителям.

Домашние визиты (посещение детей на дому)

Положительное влияние на поведение малыша оказывает контакт воспитателя с ребенком в домашних условиях.

Целями посещений ребенка на дому являются:

  • знакомство с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, с условиями воспитания в семье (в группах раннего возраста);
  • установление с ребенком эмоционального контакта в привычной для него обстановке (сначала в присутствии близкого человека, а затем и оставшись с ним наедине);
  • получение сведений о любимых играх и игрушках, привычках ребенка, об опыте его общения и т. д.;
  • установление наиболее тесного взаимодействия с семьей на основе более глубокого знания проблем семьи каждого ребенка.

В процессе беседы важно выяснить такие вопросы:

  • распорядок жизни малыша;
  • состояние его здоровья;
  • требования, предъявляемые взрослыми;
  • сформированность навыков опрятности, самостоятельности в еде, одевании;
  • наличие вредных привычек (потребность в соске, укачивание при засыпании и т. д.).

После посещений семьи педагоги делают выводы, дают родителям рекомендации, отмечают опыт семейного воспитания (с предложениям к родителям написать коротенькую статью для папки-передвижки).

Однако перед домашним визитом в семью воспитанника педагогу следует ответить на вопросы:

  • можно ли приходить в семью без предупреждения?
  • на сколько (на какое врем) можно планировать свой визит?
  • как вести себя, если родители растерялись?
  • допустим ли агрессивный тон?

При посещении семьи необходимо соблюдать следующие условия:

  • не приходить в семью без приглашения;
  • не планировать свой визит дольше, чем на 10—15 мин. (чтобы не быть обременительной);
  • не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде
  • не поучать родителей, а давать им советы (следует пом-нить одно из правил «Не поучай, а советуй»);
  • вести беседу желательно при ребенке, выбрав щадящие для него форму и содержание;
  • исключить агрессивный тон ведения беседы.

Посещение дошкольного учреждения

   Эпизодическое привлечение родителей к посещению учреж-дения с постановкой перед ними конкретной задачи является своеобразной живой формой наглядной пропаганды.

Экскурсии по группе

  Кратковременные экскурсии по группе проводятся в первые дни посещения ребенком учреждения дошкольного образования неоднократно (для ребенка вместе с мамой). Часы посещения в первые дни лучше отводить на вечернее время, когда большинство детей уже уходят из группы домой.

День открытых дверей

День открытых дверей — важная форма пропаганды педаго-гических знаний. Она формирует у родителей доверие к общес-твенной системе воспитания, сознание необходимости приоб-щения ребенка к общественному воспитанию.

В этот день родители могут в течение дня понаблюдать орга-низацию ухода за детьми в группе, увидеть какие навыки самообслуживания имеют дети, посещающие учреждение уже давно, обратить внимание, насколько они смелее, увереннее, общительнее новеньких. Родители смогут заметить разницу в семейном и общественном воспитании и учесть это при воспитании своего ребенка.

 В этот день родители не только наблюдают, но и учатся поль-зоваться теми же приемами и методами, которыми пользуется воспитатель, знакомятся с методикой организации сна, кормле-ния, туалета детей в группе и переносят это в семью.

Следует обратить внимание родителей на подбор игрушек, необходимых для данного возраста, принцип их расположения в группе, на обучение детей предметным, игровым действиям. Важно, чтобы они увидели и совместную деятельность воспи-тателя и детей и специально организованное обучение

День ребенка

День ребенка — день непосредственного контакта родителей с детьми, знакомства с жизнью дошкольного учреждения — про-водится один раз в месяц. В подготовке и проведении такого дня участвуют все работники учреждения.

Формы работы с коллективом родителей

В группах детей старшего возраста повышается внимание к рабо-те с коллективом родителей.

Круглый стол

Круглый стол может проводится в виде вечера вопросов и от-ветов с приглашением специалистов или посиделок за чашкой чая. Темой встреч за круглым столом является материал, тре-бующий решения вопросов дискуссионного характера (напри-мер, «Следует ли обучать детей белорусскому языку?»). Вопросы для обсуждения готовятся заранее в письменном виде и задаются участникам устно.На вопросы отвечают родители — участники круглого стола, который носит дискуссионный характер.

Вечер вопросов и ответов

   На вечере вопросов и ответов вопросы задают и отвечают на них обе стороны. Предметом беседы может быть материал, связанный одним содержанием (тематический вечер) либо произвольный. За месяц до намеченного срока проведения ве-чера родители в письменном виде либо по телефону («Телефон доверия») задают вопросы по различным проблемам организации жизни и воспитания детей. Вопросы группируются по тематике. К ответам привлекаются воспитатели, музыкальные руково-дители, медицинские работники, психологи и др. Педагоги могут предлагать отдельные темы для обсуждения, а родители выбирают интересующие их проблемы.

Диспуты

Диспуты проводятся 1—2 раза в год при существовании дружного родительского коллектива

Семинары-практикумы

Цель семинаров-практикумов — обучение родителей правиль-ной организации деятельности детей дома. Участниками се-минара-практикума может быть небольшая группа родителей. Завершением работы семинара является вручение каждому из участников конверта с конкретными рекомендациями о том, как использовать полученные знания и умения по воспитанию и обучению своего ребенка. Советы для родителей, имеющие общий характер, помещают на стенде, ширме, или планшете.

Лектории

  В рамках лектория проводятся  занятия. Составляется план работы, для чего выбираются темы занятий, состав слушателей. Лекторий проводится в форме семинара, практикума, консуль-таций и т.д.,приглашаются специалисты.

Наглядно-информационные формы работы

Родительский уголок

  Это -уголок настенной агитации, куда помещаются новинки педагогической литературы, статьи. Этот материал готовят как воспитатели, так и родители.

Папки-передвижки

  О папках-передвижках родители получают информацию и рекомендации ознакомиться с их содержанием  на роди-тельских собраниях. После возвращения папки родителями, педагог обычно беседует с ними о прочитанном, выслушивает предложения, пожелания, отвечает на возникшие вопросы. свои предложения и пожелания родители могут подавать и в письменном виде (оставлять в папке-передвижке).

Летопись группы

       В альбоме (книге) описываются интересные события из жизни группы, детей как воспитателями, так и родителями. Используются фотоматериалы, помещаются приглашения на аукционы, образцы пригласительных билетов и т. д.

Книга «Про Вас и для Вас»

В книге записываются высказывания детей о родителях, педа-гогах и многом другом.

Большой эффект в работе дает непосредственное общение с родителями: банк идей, творческая мастерская, живое письмо, посиделки за чашкой чая, «Поле чудес», КВН, объединения и кружки по интересам, совместные выставки.

Банк идей. Само название «Банк идей» говорит о том, что это — накопление предложений, советов, идей, для чего изготавливают ящики или конверты, куда и помещают все предложения, которые в последствии используют в работе.

Творческая мастерская

  Благодарности родителям за добрые дела, помощь группе, учреждению, за проявленное творчество, за успехи в воспитании детей помещаются в «Творческой мастерской».

Посиделки за чашкой чая

Тема для обсуждения на посиделках за чашкой чая должна быть легкой, интересующей всех присутствующих. Главная задача — установление более тесных, дружеских отношений.

КВН, «Поле чудес»

  КВН, «Поле чудес» способствуют углублению знаний по опре-деленной теме. Участниками могут быть и взрослые и дети.

Объединения

  Объединения, кружки по интересам — это объединения нес-кольких человек единым интересом.  В студиях и клубах роди-тели могут совместно заняться интересным делом (разведение цветов, изготовление игрушек, подготовка спектаклей, вечеров развлечений и т. д.). К подготовке и проведению мероприятия привлекают родителей воспитанников.

Школа молодых родителей

На занятиях школы рассматриваются как теоретические, так и практические вопросы. По обсуждаемым проблемам могут выступить или оказать консультативную помощь нуждающимся сами родители. для этого необходимо иметь сведения об участниках школы молодых родителей: фамилия, имя, отчес-тво; место работы, занимаемая должность; в чем родители могут оказать помощь.

Совместные мероприятия

  Укреплению коллектива родителей способствуют совместные выставк, походы. Возможность ближе узнать друг друга дает положительный результат в вопросах воспитания и обучения .

  Современный мир, действительность требуют партнерских от-ношений учреждения дошкольного образования  и семьи. Педа-гог должен четко знать, с какой целью он будет проводить ту или иную форму работы с родителями, какой результат он хочет получить, т. е. важно четкое определение:

  • целей;
  • конкретных задач;
  • того, чем определяется круг той информации, которую выдает педагог.Чем более четко определены задачи, тем легче точно сформулировать вопросы анкеты, интервью и т. д. Формы взаимодействия должны быть адресными.

       Для успешного партнерского взаимодействия важно:

  1. для обсуждения отбирать наболевшие, близкие семьям воп-росы, требующие не только положительных однозначных отве-тов;
  2. использовать интересные, неординарные формы проведения мероприятий, чтобы на них проходило живое обсуждение про-блемы, а не нудное чтение докладов, чтобы каждый родитель имел возможность и хотел высказать свое мнение (круглый стол, дискуссия, диспут);
  3.  приглашать (желательно!) на такие встречи специалистов: ученых, психологов, представителей культуры и т. д.);
  4. заинтересовывать родителей демонстрацией наглядного ма-териала (выставки и др.);
  5. использовать аудиозапись высказываний детей по некоторым вопросам, касающимся их семей;
  6. предлагать решение разных педагогических ситуаций, проб-лемных задач;
  7. приобщать родителей к детским  праздникам.

Современные формы и методы организации партнерского взаимодествия с семьей:

  • включение родителей в образовательный процесс;
  • информационная корзина;
  • родительский клуб по кабельному телевидению;
  • пропаганда положительного опыта общественного и семейного воспитания (опыт семейного воспитания);
  • создание групп ранней социализации детей;
  • создание справочно-информационной службы по вопросам воспитания и обучения воспитанников для жителей микрорайона;
  • альбом-эстафета «Чем занять ребенка в выходной день»;
  • «Посиделки с мамой»;
  • Встречи со специалистами «Теплый дом»;
  • День добрых дел;
  • День рождения яслей - сада;
  • День гения;
  • семейная страничка «Вы спрашиваете — мы отвечаем»;
  • Философский клуб;
  • Семейный калейдоскоп;
  • конкурс «Мастерилка»;
  • журнал «Здоровье»;
  • Разговор по душам;
  • Разговор при свечах;
  • фотоэкспозиция;
  • Устами младенца;
  • Родители глазами детей;
  • Новоселье;
  • Круглый стол с острыми углами;
  • Дискуссионные качели;
  • Открытый микрофон;
  • Досуг в выходные дни;
  • Школа молодой семьи;
  • Квартальная газета;
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.