Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Знакомы ли Вы с учебной программой дошкольного образования?
Всего 112 человек
Голосование
Как Вы преодолеваете трудности в воспитании детей?
Всего 110 человек
Голосование
Нужны ли опросы на сайте учреждения образования?
Всего 185 человек

Как познакомить ребёнка с деньгами

Дата: 25 января 2015 в 17:56

Вовремя копейка дороже рубля: как познакомить ребенка с деньгами 

«Хорошо было в детстве: закончились деньги — пошёл, нарвал ещё, играешь дальше…»

 

Детская игра — не просто развлечение, это ещё и подготовка ко взрослой жизни, репетиция будущих действий и отношений. Уже в дошкольном возрасте ребёнок примеряет на себя профессии врача, продавца, водителя, педагога…

В детских играх реальные предметы заменяют игрушки, а «деньгами» становятся листья, цветы, мелкие камушки, нарезанная бумага, фантики от жвачек или конфет — всё то, что запросто можно найти вокруг, не прилагая особых усилий. Процесс зарабатывания денег в играх, как правило, не фигурирует. Игра «в магазин» помогает ребёнку представить себя продавцом или покупателем, но совершенно не даёт представления о деньгах и их ценности.

Кто-то спросит: «А так ли это необходимо маленькому ребёнку?» Необходимо! Отношение к деньгам и умение грамотно с ними обходиться — важная часть человеческой жизни. С этим не рождаются (хотя, безусловно, встречаются поистине талантливые финансисты), этому нужно учиться. И если вы хотите, чтобы в семье не было конфликтов с ребёнком на почве денег, истерик в магазине с воплем «Купи!!!», начинайте учить своё чадо правильно обращаться с деньгами с раннего детства.

«Знакомься, это деньги»

До определённого возраста ребёнка всё необходимое (и просто желаемое) ему приобретают родители, не озвучивая стоимость покупки. Во многих семьях дети не знают, где и кем работают родители, откуда дома берутся деньги, в каком количестве и на что они тратятся. Это незнание и рождает представление ребёнка о том, что деньги у родителей бесконечны, а если ему что-то не покупают, то только из жадности или потому, что его наказали.

Очень важно донести до малыша понятие стоимости (например, через игру в магазин). «Чтобы что-то (хлеб, морковь, конфету) купить, нужно столько-то (два листочка, восемь фантиков, три камушка) заплатить. Если листочков (фантиков, камушков) не хватает, то хлеб (морковь, конфету) купить не получится», — эту простую истину ребёнок должен усвоить как можно раньше. Во-первых, это поможет ему избавиться от соблазна в магазине «взять без денежек». А во-вторых, облегчит вам последующие объяснения на тему денег (особенно о том, что покупки нужно планировать заранее).

Побудьте продавцом, а ребёнок пусть «купит» у вас понравившиеся «товары». Желательно, что бы у него не хватило «денег» на что-нибудь. Таким образом вы покажете, что человек часто не может позволить себе то, что хочет. И что даже самую желанную вещь не купишь, если нет нужной суммы. С младшеклассниками (и тем более с подростками) можно и нужно играть в «Монополию» (аналоги — «Антимонополия», «Буржуй», «Игра в жизнь» и т. д.). Дети любят сами делать покупки, не отказывайте им в этом! Разрешите ребёнку самостоятельно отыскать в кошельке нужную сумму и подать её продавцу в магазине. Если дадут сдачу, пусть он пересчитает её под вашим наблюдением.

Карманные деньги

Ребёнок растёт, взрослеет и хочет поскорее стать самостоятельным и независимым. И однажды ему понадобятся карманные (читай — собственные) деньги. Зарабатывать их сам он ещё не может (и не должен). Первые деньги ребёнок получает от родителей. Именно они решают, в каком возрасте, на какие покупки и какую сумму выделить сыну или дочери. И чаще всего именно от этого зависит, научится ли ребёнок правильно относиться к деньгам и не превратятся ли для него заветные бумажки в единственную жизненную цель и ценность. Когда же начать давать ребёнку карманные деньги? Специалисты (педагоги, психологи) сходятся во мнении: когда он пойдёт в первый класс. Именно в это время у ребёнка появляется необходимость самому совершать покупки (как минимум — расплачиваться за булочку в школьном буфете).

Появление карманных денег подчеркнёт значимость статуса школьника и ту ответственность, которая возникает одновременно с этим. Первокласснику лучше давать небольшую сумму. На первых порах ему трудно будет планировать свои покупки, поэтому много денег он может «спустить» в один момент. Постепенно можно увеличивать сумму и срок, на который она выдаётся. Например, в 3—4 классе ребёнку можно дать деньги на неделю и объяснить, что их следует распределить на все дни, а не потратить сразу.

Именно в этом возрасте уместно будет подробнее рассказать и о семейном бюджете. Ребёнок должен знать, кто в семье зарабатывает (например, оба родителя или только один). Расскажите, на что тратятся эти деньги (на коммунальные платежи, продукты, телефонные разговоры, хозяйственные мелочи, одежду и обувь). Приводите примеры, что бы ребёнку было понятнее (например: «Хозяйственные мелочи — это стиральный порошок, мусорные пакеты, зубная паста»). Обязательно сделайте акцент на том, что есть необходимые, первоочередные траты: скажем, продукты или коммунальные платежи (иначе могут отключить домашний телефон, воду, газ и электричество, а так же придётся заплатить штраф — пеню). Есть просто важные траты: покупка обуви и одежды по сезону или оплата мобильного телефона. А есть необязательные, которые совершаются, если денег достаточно, например, поход в кино или парк, покупка новых игрушек. На примере семейного бюджета предложите ребёнку распределить его карманные деньги (какие покупки у него будут необходимыми, какие — важными, а какие — необязательными).

Напомните, что этой суммы должно хватить на целую неделю. Убедитесь, что ребёнок всё хорошо понял. Если же после совместного планирования ваше чадо потратило деньги за один день, не поддавайтесь на уговоры и не давайте «внеплановых» денег (при этом проследите, что бы ребёнок не остался голодным). Напомните транжире про семейный бюджет и про договор о «деньгах на неделю». Оказавшись без копейки в кармане, возможно, в следующий раз дети будут более тщательно планировать свои покупки.

Пусть ребёнок заведёт специальный блокнот или тетрадь, где будет вести свои финансовые записи. Скажите, что так делает большинство состоятельных людей. Если есть необходимость, помогайте спланировать расходы так, что бы хватило не только на обеды, но и на что-нибудь приятное. Обязательно требуйте от детей подробного отчёта о том, куда именно они потратили свои финансы.

«А что мне за это будет?»

В современном мире рыночные отношения проникли, кажется, во все сферы жизни человека. В том числе в отношения между родителями и детьми. Сегодня ни кого не удивляет, что родители платят ребёнку определённую сумму за полученную в школе десятку или вымытую после ужина посуду. На первый взгляд, всё замечательно: ребёнок учится тому, что за выполнение определённой работы он получает оговоренное заранее вознаграждение, как в будущей взрослой жизни. Однако на деле всё несколько сложнее. Оплачивая каждое доброе дело и хороший поступок, родители оказывают своему чаду медвежью услугу. Через некоторое время ребёнок просто не захочет делать что-либо бесплатно.

«А что мне за это будет?» — вот главный вопрос, который станет его волновать. Поэтому объясните сыну (дочери), что у человека в любом возрасте есть обязанности, которые он выполняет не за вознаграждение, — это домашние дела (в зависимости от возраста и статуса в семье), учёба (самообразование), хобби, помощь близким и друзьям. С 14 лет ребёнок (с письменного согласия родителей) имеет право работать и получать материальное вознаграждение за свой труд. Во время каникул на базе школ и внешкольных центров формируют трудовые отряды, в которых дети могут заработать деньги за то, что мастерят своими руками, садят цветы, убирают прилегающие территории... Опыт такой работы, как правило, оказывается очень полезным. Ведь здесь всё по-взрослому — трудовая книжка, рабочий день с чётко обозначенными временными рамками, обеденный перерыв, а в конце месяца — такая желанная заработная плата!

Не в деньгах счастье?

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы так упорно повторяем: «Деньги — зло», «Не в деньгах счастье»? И детей своих учим: «С милым рай в шалаше»… Хотя сами-то прекрасно понимаем, что «если вы не счастливы, то лучше плакать в такси, а не в трамвае» (Марсель Райх-Раницкий).

Духовные ценности занимают важное место в жизни, но ведь недаром учёными составлена так называемая пирамида потребностей (её автор Абрахам Маслоу), в которой на нижнем уровне стоят базовые, природные потребности человека — жизнь, пища, вода и безопасность. Духовные потребности — выше. И они не могут удовлетворяться, пока не удовлетворены более низкие.

Говоря простым языком, трудно восхищаться картинами, если в желудке пусто. Если не хотите, чтобы в будущем ваши дети испытывали материальные трудности, необходимо с детства прививать им правильное отношение к деньгам, учить зарабатывать, сохранять, преумножать и тратить полученные средства.

Кстати, существует замечательное правило десяти процентов. От любой заработанной суммы можно безболезненно отложить 10 %, а на остальное жить. Отложенные деньги должны работать на вас — вложите их в дело или хотя бы в банк под проценты. Этому нехитрому правилу можно научить и подростка: если хочешь накопить на что-то большое, откладывай хотя бы понемногу, но регулярно!

 

Памятка родителям-"работодателям"

Если вы хотите помочь ребёнку и считаете возможным дать ему «заработать» дома, соблюдайте несколько несложных правил.

1. Не оплачивайте ребёнку хорошие отметки! Мотивами для них должны быть стремление узнать что-то новое, стать лучшим учеником в классе, а затем и образованным человеком, получить золотую медаль, поступить в престижный вуз… Если дети получают деньги за учёбу, они часто начинают выпрашивать у педагогов хорошие отметки. Вместо оплаты каждой десятки можете пообещать, например, подарить нечто ценное (или дать деньги на желанную покупку), если четверть будет окончена только на отлично.

2. Предлагайте ребёнку «заработать», когда нужно сделать что-то, не входящее в его обязанности или что-то «сверх нормы». Например, помочь вам прополоть грядку на даче — обязанность. А вот прополоть дополнительную грядку — это уже работа, за которую можно предложить определённое денежное вознаграждение. У ребёнка должен быть выбор — делать какую-либо работу за деньги или не делать вообще.

3. Вознаграждение должно быть соразмерно затраченному труду. Если вы дадите слишком мало денег, ребёнок почувствует себя обманутым и разочарованным, если слишком много — это может привести к завышенным ожиданиям и переоценке своих возможностей. Адекватная же оплата поможет осознать настоящую ценность денег.

4. Даже если ребёнок провинился и наказан, не лишайте его «заработанных» или уже подаренных денег. Лучше откажите в возможности заработать ещё.

 

 

Афоризмы для размышления

С ребёнком постарше можно прочитать и обсудить некоторые афоризмы, высказывания, связанные с деньгами. Спросите, как ваш сын (дочь) их понимает, согласен ли с высказываниями, знает ли примеры (из фильмов, мультиков, сказок, жизни), подтверждающие или опровергающие их.

Вот несколько высказываний для обсуждения:

◆ Приобретение денег требует доблести; сохранение денег требует рассудительности; трата денег требует искусства. Бертольд Авербах

◆ Деньги для людей умных составляют средство, для глупцов — цель. Адриан Декурсель

◆ Экономия — это способ тратить деньги безо всякого удовольствия. Арман Салакру

◆ Есть вещи важнее денег, но без денег эти вещи не купишь. Проспер Мериме

◆ Если хотите быть богатым, научитесь не только зарабатывать, но и быть экономным. Бенджамин Франклин

◆ За деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит; дом, но не очаг; лекарства, но не здоровье; книги, но не знания…

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.