Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Знакомы ли Вы с учебной программой дошкольного образования?
Всего 112 человек
Голосование
Как Вы преодолеваете трудности в воспитании детей?
Всего 110 человек
Голосование
Нужны ли опросы на сайте учреждения образования?
Всего 185 человек

Формы и методы работы с семьёй внутри детского сада

Дата: 23 ноября 2014 в 02:28

Формы и методы работы с семьей
внутри детского сада

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у
истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает
взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на
ребенка. Нередко можно наблюдать, как родители солидаризуются с не
всегда справедливым мнением воспитателя, обвиняющего ребенка в лености
и упрямстве, непонимании и баловстве, чтобы, в свою очередь, избавить себя
от навязываемой опеки над собственным ребенком. А некоторые просто
самоустраняются от воспитания детей. Как изменить такое положение? Как
заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность
единых требований семьи и детского сада?
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием
ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где
присматривают за детьми, пока родители на работе.
Поэтому нам хотелось быстрее сблизиться с родителями, добиться
взаимопонимания. Познакомить родителей не только с организацией
педагогической работы с детьми, но, главное, показать воспитательные цели,
традиции группы и детского сада.
В работе с родителями мы используем много разных форм, которые
сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают
определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на
ребенка.
Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
Педагогические беседы с родителями;
Круглый стол с родителями;
Тематические консультации;
Конференции с родителями;
Совместные досуги;
Диспуты;
Открытые занятия с детьми в УДО для родителей;
Организация “уголков для родителей”;
Посещение семьи;
Оформление витрин (фотомонтажей);
Дни открытых дверей;
Родительские университеты;
Работа с родительским активом группы.
Родителям необходимо давать не только педагогические знания, но и
осуществлять их практическую подготовку в вопросах воспитания детей.
Современные молодые родители нуждаются в помощи со стороны
воспитателей и детского сада потому, что любить надо уметь и любить надо учить. Очень часто приходится наблюдать, что любящие родители не умеют
любить своих детей.
Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь
выполнению семьей функции воспитания.
Нам необходимо было в кратчайшие сроки сблизиться с родителями,
добиться взаимопонимания, а для этого важно знать каждую семью.
Известно, что знакомиться с семьей можно как до прихода ребенка в детский
сад или в течение первых месяцев.
Посещение детей и их родителей – одно из самых важных
направлений во взаимодействии с семьей. Цели таких визитов могут быть
разными:
1. Познакомить родителей с программой обучения и точно выяснить уровень
развития ребенка.
2. Увидеть условия, в которых воспитывается ребенок и оказать
необходимую помощь родителям в воспитании ребенка, если они в таковой
нуждаются.
3. Совместно разрабатывать стратегии совершенствования воспитания и
обучения детей и помочь членам семьи закреплять пройденный материал в
домашней обстановке.
4. Но главной целью каждого домашнего визита должно быть установление
более тесного контакта с ребенком и семьей.
В случае, когда личный контакт невозможен,
используем информационные стенды:
1. Доски объявлений :
- объявления о собраниях;
- объявления о предстоящих мероприятиях;
- информация о деятельности в группе: какая в данный момент идет тема в
группе, чем занимаются дети в группе;
- высказывание детей в течение дня;
- ежедневные расписания;
- благодарности родителям.
Информация на стенде может дублироваться или развивать информацию,
фигурирующую в записках, в беседах.
2. Брошюры:
Помогают родителям ознакомиться с программой. Они могут содержать
краткое изложение философии, общую информацию о ней.
3. Справочники:
Содержат более подробную информацию о программе: описание центров
активности; задачи, поставленные в каждом центре на развитие ребенка.
4. Информационные бюллетени:

Могут рассылаться раз или два раза в месяц, (цели могут быть разными):
- информация о различных специальных мероприятиях: собраниях, вечерах,
экскурсиях, спектаклях и т.д.;
- описание событий, происходящих в детском саду;
- описание видов занятий, проводящихся в группе, а так же мер, по
поддержке этих занятий дома;
- изложение идей, позволяющих лучше преподнести тему, которая проходит
в группе (“Осень”, “Моя семья”, “Домашние животные” и т.д.);
- благодарности добровольным помощникам;
- просьба принести какие-либо материалы или оказать какую-либо помощь.
5. Индивидуальные кармашки:
(каждый день, несколько раз в неделю).
В кармашки складываются записки о последних достижениях ребенка, его
успехах и новых приобретениях.
6. Личные фотоальбомы, альбомы, дневники, которые передаются
от педагога к родителю и обратно:
- короткие сообщения о достижениях ребенка;
- извещение о особых событиях;
- благодарность родителям;
- здоровье ребенка;
- личный рост.
Этот способ особенно подходит родителям, которые легко выражают свои
мысли в письменной форме. Для тех, кто не привык пользоваться такой
техникой, подойдут другие варианты.
7. Закрытые ящики (в виде почтового ящика) для предложений.
Анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе,
идеи по оформлению, советы, предложения и т.д.
8. Отчеты.
Письменные отчеты о детях описываются в позитивном ключе,
подчеркивая как сильные, так и слабые стороны ребенка. В таких отчетах
нужно воздерживаться от категорических суждений и умозаключений.
Содержание отчета не должно быть неожиданным для родителей. В
него включается только та информация, которой вы обменивались с семьей в
течение предшествующего периода.
Родители – это союзники воспитателя в образовании и развитии детей,
а нам, воспитателям, надо помочь родителям осознать, что они способны
изменить жизнь своего ребенка к лучшему.Посетив детей и их родителей, мы познакомились с домашней
обстановкой. Заполнили карты посещения и определились в формах работы.
Важное место в работе с родителями занимают родительские
собрания. Мы тщательно готовимся к ним. Успех собрания во многом
обеспечивается его подготовкой. Подбираем музыку, готовим
пригласительные билеты. Вошло в традицию, рассаживать родителей на те
места, где сидит их ребенок. Это рационально: родитель наглядно узнает, где
сидит его ребенок, видит его рабочее место, аккуратно ли оно содержится,
может ознакомиться с родителями соседа по столу. Создаем в группе уют и
теплоту. В практику вошел такой опыт – проводить собрания за кружечкой
чая, это сближает родителей. Родители с радостью идут на родительские
собрания, так как знают, что будет что-то интересное, игровое: услышат и
увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. К информации о ходе
учебно-воспитательной работы услышат магнитофонную запись ответов
детей, их высказывания, мнения. С интересом относятся родители к
текстовым материалам, рекомендациям, советам. Как правило, они
небольшого объема и носят характер краткой памятки.
Родители знают, что не услышат упреков и неудовольствия
воспитателей. Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие темы,
обсуждаем педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким
образом помочь ребенку.
Активность родителей может быть повышена, если воспитатель
своевременно попросит отдельных родителей рассказать о своем опыте в
данном направлении, о возникающих трудностях и путях их разрешения.
Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают
семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в
воспитательном влиянии на ребенка.
Никогда не превращаем родительское собрание в формальное
информирование. Наоборот, вместе мы находим ответы. Такая система
проведения собраний приносит пользу и родителям и нам. Родители видят в
воспитателе помощника. Родители хорошо знают друг друга, активно
предлагают свою помощь. И нет такого, чтобы все взваливалось на одних и
тех же людей, все выполняют что-то посильное для себя. В конце года на
последнем собрании мы с родительским комитетом отмечаем
благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание
воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество
и творчество.
На организацию дня открытых дверей привлекаем родителей. Они
дежурят, следят за тем, чтобы родители не мешали друг другу. В этот день
приглашаются все родители красочным приглашением. Внимание родителей
обращается на то, как в группе осуществляется о здоровье детей:
- в группе проветрено;
- воспитатель следит за осанкой;
- активизирует их подвижность;- предупреждает утомляемость;
- заботится о прогулке;
- показ занятия;
- показ режимных моментов;
- самостоятельная деятельность детей.
После просмотра мы проводим небольшую беседу, в которой родители
обмениваются мнениями, получают совет, рекомендации.
“Книга-эстафета” - помогает нам в налаживании контактов с семьями.
Нам нужно было знать, насколько родители знают своих детей, какие
проблемы их волнуют, как семья решает трудные вопросы, и определить для
себя, в чем необходима наша помощь. Оформили книгу, написали обращение
к родителям, просили ответить на вопросы. Каждый родитель смог ответить
на наши вопросы, задать свои или прочитать ответы других
родителей.Книга-эстафета стала у нас дополнительной формой общения
воспитателей с родителями и родителей между собой.
Наряду с традиционными формами работы в группе мы практикуем
проведение родительских конференций, задача которых пропагандировать
лучший опыт семейного воспитания. Всегда печатаем яркое объявление.
Заботимся об обстановке, чтобы было удобно сидеть и записывать, группа
украшается плакатами, делаем записи, магнитофонные записи на кассету.
Готовимся к конференциям тщательно, договариваемся о выступлениях,
организовываем консультации врача, педагога, логопеда, на конференции
можно сделать выставку. Одна из наших конференций называлась “Трудовое
воспитание в семье”. В своем небольшом выступлении мы высказали, как
важно участвовать родителям в воспитании ребенка, какую большую
ответственность несет семья перед обществом. А когда родители
просмотрели кассету (запись) трудовой деятельности детей, многим
родителям стало неудобно и за себя и за других. Такие близкие встречи с
родителями полезны для нас тем, что родители рассказывают о своих
успехах в воспитании, не скрывая говорят о неудачах. Трудные вопросы
воспитания легче разрешаются сообща.
Используем самые формы работы с родителями, считаем, что
пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки, где
помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются
подборки методических рекомендаций для родителей, составленных
педагогами и психологом. По вопросам сохранения и укрепления здоровья
детей старшей медсестрой и инструктором по физической культуре
составлены и подготовлены консультации. В приемной оформлен “Уголок
здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их
информацию. В уголках имеются тетради индивидуальной работы с детьми,
которые ведут специалисты.
Ежедневно оформляем стенд для родителей: “Чем мы занимались”,
“Закрепите дома вместе с детьми”, “Чем мы питались (меню)”.Огромное значение имеют для родителей наглядные формы: то, что может
быть помещено в приемной:
1. Плакетки с именем родителей ребенка на шкафчиках (фотографии).
2. Стенды: “Когда мы были маленькими” - краткие рассказы мам и пап.
3. “Я умею”, “Я могу”, “Я люблю” - информация об умениях, достижениях,
интересах родителей.
4. Дни рождения каждого ребенка, стилизованные по сезонам, знакам
Зодиака.
5. Достижения каждого ребенка “Вот чему я научился”.
6. Демонстрационный портфель – персональная папка каждого ребенка, в
которую дети и педагоги складывают детские работы.
7. “Устами младенца” - юмористические высказывания детей.
8. “Над чем я думаю” - вопросы и высказывания, рассуждения детей о том,
что их интересует, тревожит, занимает.
9. “Про меня” - персональные листы с развернутой информацией о каждом
ребенке, оформленные родителями совместно с детьми. Эти листы могут
быть помещены на лестничных стенках, на стенах коридоров,
прилегающих в группе.
10.“Мы вас ждем!” - график на месяц, ориентирующий членов семьи ребенка
и воспитателей на участие в работе группы.
Удачной формой работы с родителями эффективно
использовать закрытые ящики и информационные корзины, в которые
каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения,
замечания. На основании этих записей м корректируем свою работу, делаем
выводы о вопросах, беспокоящих родителей.
Мы часто для родителей устанавливаем фотомонтажи и чередуем их с
рисунками, некоторыми поделками, например:
- “Золотые руки не знают скуки”;
- “Осенний букет”;
- “Это наша земля”;
- “Елочка – красавица” и т.д.
Анкета, как один из видов работ воспитателя с родителями. Мы с
помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне
семейного воспитания одновременно от большого количества родителей.
Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный
процесс. Уровень родительских требований, уровень педагогической
культуры семьи. Анкеты бывают разные по темам. Отвечая на вопросы,
родители пишут о методах воспитания в семье, о стиле общения между
взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в
какие игры они играют и др. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о
взглядах родителей на воспитание детей. Нам важно знать, над чем работать
в течение года, опыт каких семей пригодится.Как в каждой группе, у нас есть родительский комитет, состоящий из
трёх человек. Этот комитет работает согласованно, он является центром
инициативы, творчества и организации всех дел. Члены комитета выполняют
как традиционные, так и новые обязанности. Мы вместе сочиняем сценарии,
придумываем конкурсы, для чего иногда собираемся в группе, у кого-нибудь
дома.  
Для родительского актива иногда организовываем занятия по их
желанию на педагогические темы.
В работе с семьей удачно зарекомендовали себя и такие формы, как:
аукционы,
клубы по интересам,
устные журналы,
библиотеки.
Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь
выполнению семьей функции воспитания.
И еще об одном моменте в системе работы с родителями нам хотелось
бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в
оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители. “Похвала полезна
хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях”, - писал Ф.
Ларошфуко. Мы думаем, это точно сказано, не забывайте об этом.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.